- ЭНГАРМОНИЗМ
- (греч.), так называется отношение между тонами, которые различаются по математическим определениям высоты тонов, а отчасти и в нотном письме, но в практической музыке отождествляются; напр. f и eis, h и ces и т.п. 16-й век, принесший грекоманию, воскресил также и три наклонения древних греков (См. Греческая музыка), причем стали делаться различные попытки объяснить энгармоническое наклонение. Установленные в то время минимальные разности в высоте тонов были названы энгармоническими диезами (срв. Диез). Цель этих стараний не была достигнута, но они привели к другому важному практическому выводу: что на один и тот же тон нашей музык. системы приходятся различные математическия величины, которым, однако, наша практическая музыка дает и может дать лишь приблизительные обозначения. Таким образом теория постепенно сознала давно уже принятую на практике равномерную темперацию, которая уравнивает приблизительно равные величины, "энгармонически отождествляет" их. Таблица, приложенная к статье "Определение тонов", указывает для каждой клавиши нашего фп. большое количество различных акустических величин, заменяемых среднею величиною равномерной темперации, т.е. для нас энгармонически тождественных. Под энгармонической заменой подразумевается замена одной из таких собственно различных величин другою; эта замена служит либо для облегчения чтения, т.е. вместо способа письма с бемолями временно избирают письмо с диезами, либо (особенно если энгармонически меняют значение одного только тона) она означает действительный поворот в понимании данного аккорда (напр. если аккорд а. с. dis. fis, принадлежащий к E-moll'ю, изменяется в аккорд a. c. es. fis, принадлежащий к G-moll'ю).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.